08 мая, 2014

Шведский хлеб - рай для сладкоежек



Когда мы только начали встречаться с моим, теперь уже, мужем, он очень удивил меня тем, что сам печет хлеб. Для меня это было немного странно, ну как это возможно, что мужчина много лет сам печет хлеб, при этом, рецепт этого хлеба он тоже придумал сам, из года в год совершенствуясь в количестве ингредиентов. Вкус вот этого домашнего хлеба – это, наверное, одно из самых добрых впечатлений от моего первого визита в дом моего молодого человека. Его хлеб оказался реально вкусным и абсолютно не сладким, он превосходно сочетался как с сыром разных сортов, так и с колбасой, ветчиной и прочими деликатесами. Но вопрос у меня остался – почему он хлеб сам печет, что в нем такого, чего нет в покупном хлебе?

Ответ на этот вопрос я получила буквально через несколько недель после моего переезда на ПМЖ в Швецию. Мой муж уехал в командировку, а в доме закончился его фирменный хлеб, и я пошла в ближайший супермаркет за хлебом. Вот здесь меня постигло мое самое страшное разочарование в шведской кухне - сладкий хлеб, точнее, невозможность найти не сладкий хлеб.
После 20 минут экскурсии по хлебным полкам с прочтением состава хлебо-булочных изделий, у меня началась истерика. Судите сами – в магазине представлено 4 длинные полки с хлебом, я даже не берусь сказать, сколько там было видов хлеба, очень много (потом я уже почитала «хлебную» статистику и узнала, что в Швеции существует более 100 видов хлеба, и ассортимент постоянно пополняется). Мне хотелось обычного отрубного хлеба, не белого, пригодного для потребления с сыром. 

Итак, на моем пути встретились – огромное количество белого хлеба с разным содержанием сахара – от большого количества сахара до очень большого, темный хлеб с сахаром, темный хлеб с брусничным вареньем (это, как позже выяснилось, самый любимый шведами хлеб Lingongrova), темный хлеб с яблоком и корицей, булочки для хотдогов с таааким содержанием сахара, что туда надо не сосиску засовывать, а заварной крем:-) И так далее и тому подобное. Обычного отрубного, или типа того, не было. 
 Вот он - самый любимый хлеб шведов Lingongrova с брусничным вареньем (кстати, это - любимый хлеб моей свекрови, она всегда на завтрак съедает один ломтик хлеба с апельсиновым джемом и чашкой крепкого кофе)

И тут я увидела почти черный хлеб, похожий на тот, что в России называется круглый Столичный. Ура, подумала я, и на всякий случай прочитав состав, всплакнула – в составе было яблочное пюре... Даа, не ожидала я такого подвоха от хлебопекарей Швеции! В результате, опять пройдясь по полкам, нашла хлеб 4 злака с низким содержанием сахара (это так на упаковке было написано), в составе, да, по ставнению с остальными, сахара явно меньше. ОК, покупаю. Довольная пришла домой, решила испробовать покупку немедленно, отрезала сыр, и... есть этот смёргос (smörgås, бутерброд по-шведски) оказалось просто невозможно, отвратительный сладкий вкус вообще не сочетался с сыром... После этой истории я поняла, почему мой муж предпочитает печь хлеб сам!

По статистике каждый швед за год съедает 55 кг мягкого хлеба и 3,5 кг хлебцов (knäckebröd – традиционный твердый шведский хлеб). Шведская продовольственная организация Livsmedelsverket разработала рекомендации по количеству норм потребления шведами хлеба – 6 кусков в день для женщин, 8 – для мужчин. Скажу честно, один такой кусок – это уже очень много, т.к. куски большого размера, я не преувеличу, если кажу, что один стандартный кусок хлеба в Швеции – это примерно 2 ломтика нарезного батона в России.
Хлеб здесь продается всегда нарезанный, исключение составляют только частные хлебопекарни, продающие хлеб буханками. 

Помимо обычного мягкого хлеба, в Швеции есть традиционный твердый хлеб knäckebröd (кнэккебрёд), который представляет собой высушенные тонкие хрустящие ломтики-хлебцы. Этот хлеб всегда присутствует в доме шведов, его едят с селедкой, сыром, ветчиной, вареньем, в общем, со всем, из чего можно сделать бутерброд. Выбор хлебцов в супермаркете ни чуть не меньше, чем мягкого хлеба, есть хлебцы с разным содержанием муки, углеводов, сахара, и с разными вкусовыми добавками, есть белые и ржаные хлебцы.

В каждом регионе Швеции есть свои традиции выпекания твердого хлеба, и даже форма традиционных хлебцов в разных регионах разная – от прямоугольной до треугольной и круглой, толщина хлебцов тоже варьируется от тонких до очень тонких.



Не трудно догадаться (по лошадке), что родина этого хлеба - Даларна. Обратите внимание на форму...сердечки

И вот, кстати, среди хлебцов можно найти несладкие экземпляры, даже несколько видов. Мне почему-то кажется, что если применить рецептуру кнэккебрёда для выпечки мягкого хлеба, то этот хлеб получится очень вкусным и полезным...однако, никто этим вопросом не задается, значит, так надо...

Традиция выпекания твердого хлеба в Швеции уходит своими корнями в те времена, когда у большинства шведов не было возможности хранить муку и другие ингредиенты для выпекания хлеба каждые несколько дней, хлеб пекся раз в полгода, а среди особо бедных слоев населения – раз в год. Поэтому его высушивали для увеличения срока хранения. Сейчас твердый хлеб - это больше дань традициям, чем необходимость, но, по-прежнему, любимое лакомство шведов.

Вот такой он – шведский хлеб, странный, экзотичный, не похожий на российский, и всегда сладкий. 

(все фото взяты из интернета)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.